Марокко — это где-то в Африке

Olga Neroda
13 min readJan 14, 2018

В Африке есть два мегаполиса, которые я посетила— Каир и Касабланка. Первый я изучала, катаясь по Нилу на туристической яхте лет десять назад. Со вторым я познакомилась через окно поезда, идущего из аэропорта в центр. Нил впечатлил меня больше. В аэропорту было грязно, в поезде было грязно, вдоль железнодорожного полотна постоянно встречались кучи мусора. Я решила позже дать этому городу еще один шанс, а сразу отправиться в главный туристический город страны — МаррАкеш (ударение на а).

От аэропорта мы доехали на аэроэкспрессе до станции Casa Voyageurs (билет стоит 43 MAD), там в кассе купили билеты до Марракеша (120 MAD). Поезда в Марокко ходят почти по расписанию, но вот платформа у нас поменялась за 10 минут до прибытия поезда. Просто пришел дядя в форме и сказал, кто ждет поезд на Марракеш — идите за мной. На самом деле вообще не представляю, что он сказал, просто услышала слово МаррАкеш и пошла за толпой.

Станция Casa Voyageurs в Касабланке

В марокканских поездах есть два класса вагонов. 1 класс — это аналог наших купе с шестью сидячими местами. Второй класс — это аналог сапсана, просто вагон с сидячими местами. В первый класс билетов не было. Билеты во второй класс продаются без мест. Мест нам, естественно, не хватило. Первые 20 минут мы ехали в тамбуре, где с одной стороны ломали заклинившую дверь, а со второй наседала толпа, которая пыталась попасть в вагон с заклинившей дверью. Но нам повезло, что на следующей остановке выходило очень много людей и для нас нашлись свободные места.

Дорога занимает три с половиной часа. Я большую часть спала, потому что два перелета (Москва — Амстердам, Амстердам — Касабланка) для меня это слишком много, и потому что стекла поезда были грязными и рассмотреть что-то не удавалось.

Марракеш

Вокзал в Марракеше понравился мне гораздо больше, чем Касабланка. Полы здесь моют с шампунем, есть Макдональдс и KFC. Но мы рано выдохнули. Гостиницу, точнее риад (это дом со внутренним двориком и бассейном) мы решили снять в Медине, т.е. в старом городе, недалеко от самой большой достопримечательности — площади Джамаа-эль-Фна. Если мне еще раз удастся побывать здесь, то я буду селиться в новом районе возле вокзала. Просто чтобы больше не затмить полученные в этот раз впечатления.

Возле железнодорожного вокзала в Марракеше

Чтобы добраться до гостиницы, мы приняли предложение третьего таксиста, гуляющего возле вокзала. Просто я уже не представляю, что надо делать в городах, где нет Uber.

Нас завели в подворотню, где было припарковано совсем не такси, а старое Рено. Чтобы вы понимали все ощущения — в 6 часов здесь уже очень темно. Движение на дороге тоже не дает расслабиться. Я не понимаю, как они здесь ездят, не соблюдая вообще никаких правил. Таксист довез нас до старого города. Остановил машину, достал наш чемодан, отдал левому парню и сказал: follow him. Заплатили мы ему 50 MAD.

Наш новый «таксист» положил наш чемодан в тележку и молча начал куда-то идти. Мы шли за ним минут 15 по темным улочкам забитым непонятными людьми. Самой темной оказалась улочка нашего отеля. Вдобавок здесь местные жители проводили вечерний ритуал — надери морду соседу. Очень темно, толпа женщин держит одного парня, который видимо очень грубо выражается. Вторая толпа держит второго такого парня. Кучка женщин стоит рыдает. Кучка детей бегает и рыдает. В эту толпу въезжает огромная тележка, в которой лежит наш маленький чемодан, и следом за ее управляющим идем мы. Но, к сожалению, мы повернули не в ту сторону, поэтому мимо этого театра мы прошли еще раз. Носильщик с нас взял еще 50 MAD, хотя первоначально озвучивалось, что эта функция входит в пакет Такси. Но я так была рада, что мы на месте, что попроси он больше, я бы, наверное, сильно не сопротивлялась. Желания выходить наружу не было никакого, поэтому мы просто легли спать в нашем номере в восточном стиле. Почувствуй себя марокканской принцессой.

Площадь Джамаа-эль-Фна

Утро в Марракеше началось в 6 утра под песни муэдзина — это человек, который призывает мусульман на утреннюю молитву. Сначала я не поняла, что это такое и даже перепугалась. Но опыт путешествия по мусульманским странам все-таки помог найти мозгу объяснения. Спать не хотелось совсем, поэтому мы решили пойти гулять. В 7 утра на площади Джамаа-эль-Фна лежит туман и работают только сокодавильщики. А еще мне это напомнило утро в Москве — череда людей идут к остановке. Но знаете, что было самое забавное? Встретить в 7 утра на этой площади ребят из Москвы, с которыми летел на соседних креслах в двух перелетах, а потом ехал в Марракеш в одном вагоне. В огромном городе в 7 утра мы покупали сок у одного сокодавильщика.

В декабре в Марокко достаточно прохладно, местные жители ходят в пуховиках и уггах. Мы вышли в свитерах (Африка все же) и замерзли. Что посмотреть в Марракеше? Путеводитель советует площадь Джамаа-эль-Фна, дворец Бахия, усыпальницу Саадиттов, сад Мажорель, мечеть Аль-Кутубия.

Я посоветую вам просто прогулки по улочкам города. Они необычны, завораживают, немного пугают. Если хотите посмотреть на горы и город сверху, то на террасе риада La Sultana открывается неплохой вид. Для прогулок, вкусного завтрака, кучи фоток и эмоций нам хватило дня. Дальше мы отправились к океану.

Агадир. Тамра

В Агадир не ходят поезда. Поэтому из Марракеша в Агадир мы добирались на комфортном новом автобусе (110 MAD) компании Supratours. Автобусный вокзал в Марракеше находится рядом с железнодорожным.

Дороги в Марокко шикарные. Наш путь был вдоль горных вершин, наблюдать за которыми одно удовольствие. За весь путь мы сделали одну остановку на заправке, которая ни чем не отличается от заправок, например, на трассе Москва-Минск: те же кофе и круассаны, те же очереди в туалет, и всякие мелочи для путешествия.

В Агадире нас никто не встретил из-за того, что мы не знали точное время приезда и не сообщили его заранее. Поэтому разбираться, как добираться в город Тамра, где расположен наш surf camp, пришлось самим. Оказывается, по Агадиру ходит два вида такси — grand и petite. Первым можно выезжать за город, а вторым нельзя. Различаются они по цвету и реально по размерам. Первые бело-желтые, как правило старые мерседесы или какие-нибудь минивэны. Вторые — красные хэтчбеки. До Тамра было километров 20 и мы заплатили за такси 150 MAD. 3 часа автобуса из Марракеша стоили дешевле.

Surf Town Morocco

Дом, куда нас заселили, видимо построен был недавно. Все новое, чистое. В номере два окна с видом на океан, потолок с изображением морской волны, и удивительная мебель с неповторимыми узорами. Из минусов общий на два номера душ и туалет, но больших неудобств это не приносило. И было достаточно холодно. Я пожалела, что не взяла побольше теплых вещей.

В этом же кэмпе мы завтракали и ужинали. Кормили нас вкусно. С утра давали блинчики, омлет, варенные яйца, свежевыжатый сок. Вечером готовили марокканскую кухню в тажине, супы, кус-кус, чечевица, потом марокканский чай с мятой, смузи из авокадо. Обед был на пляже — багеты с начинками из курицы, рыбы, говядины в соусе и с овощами. Ну и, конечно же, всегда были мандарины. В общем, было так по-домашнему уютно, мило и прекрасно, что уезжать не хотелось совсем.

Серфинг

Surf Town Morocco — это школа для серфинга. И режим здесь как в школе. В 8 утра на крыше кэмпа начинался завтрак. В 9–9.30 за нами приезжали машины, и отвозили нас на споты. Спот — это синоним пляжа у серферов. В зависимости от погоды и от волн, иногда спот подходил сразу, а иногда мы проезжали по побережью большое расстояние, чтобы найти подходящий. Надо сказать, что особой инфраструктуры на пляжах нет. Есть споты, где есть ресторанчики и туалеты, а пару раз мы были в местах, где на вопрос про ladies’ room тренер просто поулыбался мне в ответ. Но кругом идет стройка. Думаю, скоро ситуация изменится. Хотя уже сейчас серферов здесь очень много.

Купальник надеваешь в кэмпе, а гидрокостюм (его выдают в первый день катания) натягиваешь уже на пляже. Кабинок для переодевания никаких нет, поэтому здесь все покупают пончо. По бокам у него вместо карманов дырки, удобно натягивать нижнюю часть одежды, если хочешь прикрыться от посторонних глаз.

Затем тебе выдают твой серф — софт или хард в зависимости от уровня мастерстава, проводят разминку — еще раз повторяешь азы, как встать на борд, как поворачивать. И разогретая идешь покорять океан и волны.

Без разогрева в океан с утра заходить сложно, потому что температура 25 градусов в Марокко не такая уж и горячая, и с утра солнце было как правило затянуто тучами. Поэтому бег в гидрокостюме распаривал, и идти в холодный океан хотелось самой.

Занятия длились до 13.00, потом перерыв, кушаешь бутеры, можешь чуток вздремнуть. Затем послеобеденное катание до 16.00. Тренеры всегда с тобой, толкают тебя, на плохом русском говорят “Граби, граби”, что значит “Греби, ленивая твоя жопа”. После 16.00 тебя отвозят в кэмп и до ужина в 19.00 у тебя есть свободное время.

Сам серфинг мне безумно понравился. Процесс выглядит так. Берешь доску, обвязываешь вокруг ноги лиш, идешь в океан, несмотря на то, что тебя постоянно сносит обратно, ложишься на серф, ждешь волну, потом начинаешь усиленно грести, когда ты на волне, делаешь пушап и пытаешься встать. Первоначально на шесть попыток у меня приходился один удачный подьем. Чаще ты сваливался, тебя накрывало серией волн, доска либо била тебя по голове, либо лиш отрывал ногу. Пережив 30 секунд удовольствия на доске или чуть больше мучений под доской, ты повторял весь алгоритм с начала. Идешь в океан, ложишься на серф, ждешь волну, гребешь, пушап и пытаешься встать. Спасибо тренерам, потому что когда у тебя нет сил идти, они просто кладут тебя на серф и толкают. А там уже тело просто само делает пушап и подъем, только бы не получить доской по голове.

Чтобы стать серф-профи — 10 дней не достаточно. На океане надо жить. Последние дни занятий у меня болели все мышцы, а еще синяки на коленях и локтях, что сковывало движения и встать на доску было значительно сложнее. Сейчас я пришла в норму и уже опять хочу покорять волны.

Развлечения

Как и в школе, помимо энергии на сами занятия, ты откуда-то находишь силы на другие развлечения.

Эссуэйра

Первого января по всем понятным причинам мы не серфили. Мы небольшой группой отправились в портовый город Эссуэйра. Транспорт — микроавтобус — нам предоставили в школе. По дороге мы встретили знаменитых коз, пасущихся на аргановых деревьях.

Сам город знаменит тем, что в 70-е город стал «меккой» хиппи, а еще он представлен в списке мирового наследия ЮНЕСКО, и здесь снимали Игру Престолов. Считаю, что для фотографов этот город должен быть в списке обязательных к посещению.

Здесь мы долго гуляли по узким улочкам, рынку, набережной, поели морепродуктов. А еще попали на еврейское и католическое кладбище. Декорации там тоже заслуживают отдельного репортажа. Но одного дня нам вполне хватило, чтобы посмотреть все.

Горы

Наша деревня Тамра расположена на склоне горы. И однажды мы встречали закат на самой высшей точки этой возвышенности. Поднимались мы туда минут 30. Самым большим удивлением для меня было, что на самой вершине находились руины от старой выкладки домов. То есть на такой высоте кто-то жил. Практически в каждом доме были вырыты углубления, очень похожие на погреба. Либо в этих домах кто-то прятался, либо наслаждался уединением и открывающимися пейзажами. А они здесь что надо: с одной стороны океан, с другой — продолжения гор. У бывших местных жителей с эстетическими предпочтениями было все в порядке.

Devil’s Rock

Еще один закат над океаном (среди нас есть один романтик, и это точно не я) мы встречали на небольшом мысе, который океан еще не смыл своими волнами. У марокканцев с неймингом все в порядке: Devil’s Rock, споты Camel, Banana Beach, Killer point. Чувствуете, прям вкусно произносить. Кстати, на Devil’s Rock я тоже обнаружила останки какого-то каменного строения. Видимо, раньше все прекрасные места с самым красивым закатом были заняты. Сидишь на скале, слушаешь волны, смотришь на серферов на лайнапе и такие философские мысли в голову лезут: о смысле жизни, о том, почему надо жить в холодной Москве, а не в солнечном Марокко. Для разнообразия и о таком стоит подумать иногда.

Агадир

Какой курортный город и без казино. Ехали мы туда из нашей деревни на обычном рейсовом автобусе. Потом еще пешочком добирались. Я выиграла денег в автоматы, девчонки удвоились на рулетке, один парень из нашей компании вошел в тройку победителей за покерным столом. Ну и конечно, были те, кто проигрался в ноль. Отличается казино от тех, в которых я была раньше, посетителями. Говорят, что в Агадир едут играть представители многих мусульманских стран, где казино запрещены. Некоторые мужчины выглядели, как разбойники на картинках в детских книгах. Некоторые были похожи на отца Жасмин из мультика Алладин. Забавно. Свой выигрыш я спустила в местном английском пабе с русскими хитами в плейлисте. Коктейли здесь оказались дороже, чем в Москве, и вообще без алкоголя.

Касабланка

Все путешествия когда-нибудь заканчиваются. Нам тоже предстояло вернуться в Касабланку, чтобы улететь оттуда в Москву. Можно было долететь на самолете за 40 минут, но я выбрала автобус — куда-то ехать и любоваться видом из окна мое самое любимое занятие. Билет на автобус CTM стоил 270 MAD.

И это был лучший автобус в моей жизни: с кожаными раскладывающимися креслами, как в первом классе самолета, и wi-fi, не самым быстрым, но все же он был. Мы ехали шесть с половиной часов, и в пути я увидела одно из самых красивых природных явлений — снег над песчаными холмами. А еще вдоль дороги нас сопровождали заснеженные верхушки гор. Это был лучший вид из окна.

Касабланка чем-то напомнила Москву своими контрастами— вот тебе элитный небоскреб, а вот рядом полуразрушенные лачуги. А еще там было холодно, дождливо и пробки. Чем не осень в Москве?

В Касабланке мы посетили две достопримечательности: мечеть ХасанаII — невероятно грандиозная постройка. Дизайн мечети разработал французский архитектор Мишель Пинсо. На строительство потрачено $800 млн, собранных в качестве пожертвования. Считается самым высоким религиозным сооружением, находится прямо на берегу Атлантического океана.

Вторая достопримечательность — хамам. Кто бы мог подумать, что меня так впечатлит общественная баня. Мы приехали в дождливую Касабланку и решили пойти в spa. Наш консьерж сказал, что рядом есть замечательное место — это был хамам.

За 35 евро получаешь комплекс вип услуг, каких — понять было нельзя, потому что никто в хамамной не говорит по-английски. Интерьер тоже не внушает доверия. Но судя по косметичкам моих напарниц с дорогими средствами, и дамочке, приехавшей на черном новом мерседесе, место весьма элитное.

Мне выдали набор одноразовых мочалок и мыл, неодноразовые тапочки, чистый халат и отправили в эпицентр событий. Сначала я парилась, точнее делала вид. Потому что я изучала дамочек вокруг, а они меня. Я была самая худая и бледная из всей нашей компании человек на 10. С крестиком на шее, чтобы точно все понимали, что я играю за другую религиозную сборную.

После парилки мадмуазель, а именно так ко мне обращались, положили на мраморный стол и терли жесткой варежкой до того момента, пока мой загар не остался на этой варежке. Пару раз я с этого стола чуть не соскальзывала, как кусок мыла. Потом меня отправили в душ. После душа не очень милая дама в хорошем весе забрала меня на массаж. Как холодна и жестока она со мной была, иногда делая паузы, чтобы поговорить с коллегой, не стесняясь тыкать на меня пальцем во время разговора. Но массаж она сделала прекрасный. После массажа меня снова повели в душ, но уже просто массажировали струями воды. Потом меня опять уложили на кушетку, обмазали какой-то горячей вонючей смесью и завернули в клеенку. Поспать не удалось от переполняемых эмоций. Потом меня опять повели мыться со счету сбилась какой раз. Затем меня усадили напротив зеркала, и начали мыть волосы, а потом их расчесывать! Это выглядело так нереалистично. Вам часто кто-то моет волосы? В моем случае это была темнокожая женщина, похожая на Большую мамочку из американской комедии.

Честно, я ждала, что сейчас мне принесут наряд марокканской принцессы и потом поведут к принцу. Есть история, что какую-то восточную принцессу год готовили к замужеству, каждый день моя и натирая аргановым маслом. Поняла, что хочу быть принцессой.

Виза

Если бы я заполняла анкету с вопросом «Порекомендуете ли вы своим друзьям путешествие в Марокко», я бы поставила 10 из 10. Но если вы гражданин Беларуси, то все не так уж и просто, сначала вам надо получить визу. И это была самое странное посещение посольства за всю мою жизнь.

Мы принесли стандартный пакет документов: фото, билеты, гостиница, справка с работы. Отдали все это прямо возле входной двери сотруднику, который очень плохо говорит по-русски и по-английски. Взамен нам не выдали никаких номеров или квитанций. Через пять рабочих дней нам все у той же входной двери вынесли наши паспорта с просьбой проверить все ли правильно, взяли с нас по 2000 рублей, поставили печать и пожелали хорошего путешествия. Виза была одноразовая на 30 дней.

Футбол

Сборная Марокко впервые с 1998 года сыграет на чемпионате мира по футболу. Для страны, где футбольные коробки стоят на каждом перекрестке — это национальный праздник. От разносчика чая на пляже до таксистов — все, кто узнавал, что мы из России, говорил, что приедут летом на ЧМ. Так что лето нас ждет марокканское. Пусть каждый захватит по ящику мандарин с собой.