Ну что, как там Иордания? Рассказываю.

Olga Neroda
9 min readJan 2, 2020

Все свое путешествие я думала, что недооценила Иорданию, взяла слишком мало дней, чуть не отказалась от поездки в пустыню, а изначально вообще рассматривала Израиль в качестве страны визита.

Когда я поняла, что на новый год хочу море, я полезла смотреть гостиницы в Эйлат — израильский город на Красном море — и приуныла. На мой не такой уж и маленький бюджет находились варианты мягко скажем убогонькие. Ладно, что тут еще у нас есть на Красном море? Египет, в котором я уже была в 16 лет, и с которым я буду сравнивать Иорданию несколько раз. И да, Иордания, страна Петры и пустыни, где снимали Марсианина.

Ок, со страной определились, гостиницы здесь по привлекательным ценам, а что по билетам. Дорого и с пересадками. Ладно, убираем все предрассудки и идем покупаем пакетный тур, в который входит гостиница в Акабе с трехразовым питанием, с видом на море, с хорошим пляжем, прямой перелет, и не надо делать визу. Плюсы перечислила, теперь к минусам — к сожалению, так как гостиница сотрудничает с российским туроператором, в гостинице оказались одни оллинклюзив пакетники и все, что связано с этим словом. Раньше я думала, что это утрированный миф про диких русских на отдыхе. Но нет. За пару дней я выучила репертуар Бузовой, увидела драку, послушала шальную императрицу, а если бы все дамы встали в ряд и начали синхронно моргать своими нарощенными ресницами, то они могли устроить небольшое торнадо. Поэтому, если есть возможность, то на сэкономленные от покупки пакета деньги планируйте путешествие по стране целиком, а не только сидите в гостинице. И первым делом направляйтесь в пустыню Wadi Rum.

Пустыня Wadi Rum

Это необыкновенное и волшебное место. У меня оно вызвало кучу мурашек, дикий восторг и эйфорию. По самой пустыне есть смысл ездить только на джипах или верблюдах, остальное застрянет в песках, хотя наш джип тоже один раз увяз при подъеме на бархан. Весь транспорт предлагают на месте. Либо можно заранее забронировать тур: по моим подсчетом так получается дешевле и вся логистика заранее продуманна.

Что я делала в пустыне: валялась на песке, лазила по горам, встречала безумно красивый закат, видела, как песок из желтого превращается в красный с последними лучами солнца. Немного воображения и ты действительно представляешь себя космонавтом, который думает, как здесь начать выращивать картошку. В пустыне можно по полной развлекать своего внутреннего ребенка.

Сразу же после заката солнца очень похолодало, и нас повезли греться в кэмп к бедуинам. Звучит по-дикарски, но это был один из самых современных кэмпов, который я видела. Кругом все освещенно, есть бар с алкоголем, шведский стол из закусок, на основное блюдо вкуснейшая баранина, запеченная по древней традиции в песке. Из дикарств был только танец местных с автоматами. Вот тогда мой внутренний пацифист напрягся, но потом атмосфера взяла свое, и я уже в какой-то момент пританцовывала.

Бедуины здесь тоже очень культурные и ненавязчивые, хотя по приезду нам и нарассказывали так себе историй. Но по сравнению с бедуинами в Марокко, с которыми мне как-то довелось иметь дело, местные бедуины были просто няшечкой. Хотя я бы рассказала им пару историй про гигиену. Например, что не стоит бармену одной рукой наливать чай и голыми руками брать мяту для этого чая, а другой курить. Но желание согреться чаем было сильнее, я его выпила и все еще жива.

К сожалению, мы не оставались в пустыне с ночлегом, но если вы планируете поездку туда, то обязательно сделайте это. Здесь очень много разнообразного жилья, начиная от марсианских баббл-отелей до глэмпингов — это как кэмпинг только с удобствами. Почитайте отзывы здесь — все в дичайшем восторге. Ну и еще немного историй, почему стоит посетить это место: здесь так круто и романтично, что принц Уильям и Кейт Миддлтон планировали провести свой медовый месяц, но в связи с обостренной ситуацией в регионе поездку они отменили. Но это не останавливает других селебрити — google сообщает, что в этой пустыне побывало много звезд. Возможно потому, что часть пустыни арендует Голливуд. В Wadi Rum снимали фильмы «Лоуренс Аравийский», «Трансформеры», «Красная планета», «Марсианин», несколько эпизодов «Звездных воинов», «Аладдин». Вся реальная история с Лоуренсом Аравийским происходила тоже здесь.

Петра

Примерно в часе езды от Wadi Rum находится древний город Петра. Сам город вызывает примерно такой же вопрос, как египетские пирамиды: кто был такой умный? Такой умный, что мог высечь из каменных глыб целый город в каньоне, создал превосходные архитектурные шедевры, продуманный сбор воды, чтобы не умереть от жажды посреди окружавшей город пустыни, и еще на этом заработать, снимая плату с останавливабщихся здесь караванов. В 2007 году Петра избрана одним из новых семи «чудес света».

Отдельно хочу рассказать про сбор воды в городе. В скалах были высечены специальные ложбины, назовем их водопроводом, которые собирали дождевую воду в радиусе 25 километров. По всему городу было расположено около 200 резервуаров, сюда и поступала вода по трубам. Одного сильного дождя хватало для того, чтобы обеспечить город водой на 5 лет.

Чтобы увидеть главную разрекламированную достопримечательность Петры — вырубленное в скале здание эль-Хазне — надой пройти необыкновенный каньон Сик. В само здание уже никого не пускают. Любоваться можно только затертым временем фасадом. Еще на фасаде можно найти вырубленную урну с дырками от пуль. По слухам, в урне хранилась спрятанная сокровищница фараона, а бедуины пытались прострелить урну и достать от туда деньги. Хотя наш гид сказал, что на самом деле по зданию стреляли англичане — территория Иордании какое-то время была колонией Великобритании, и все археологические раскопки велись здесь не местными, а именно англичанами.

За эль-Хазне находится внешний Сик или Улица фасадов, большой каньон, изобилующий фасадами различных зданий, здесь даже есть амфитеатр. Обувь поудобней и вперед карабкаться по горам. Не рекомендую брать животных для передвижения по городу, ходите ножками. Кстати, пахнет в ущелье иногда, как в Нью-Йорке при входе с 5-го авеню в Центральный парк — лошадками и их жизнедеятельностью.

Что еще

В Иордании еще есть Мертвое море, русская церковь на реке Иордан, куда возят туристов, чтобы окунуться в воду, в которой крестился Иисус Христос, горячие источники. Я, к сожалению, это не успела посетить, но отправила туда маму. Ей понравилось. Но все, что связано с водой, в Иордании сопровождается словами «сокращается», «мельчает», «высыхает». Река Иордан мельчает, мертвое море высыхает. Правда есть хорошая новость —по словам нашего гида, в пустыне Wadi Rum нашли на глубине источник воды, который обеспечивает всю страну (Иордания очень маленькая) и позволяет даже продавать воду, как нефть, в Турцию. Но не понятно, насколько его хватит. Я загуглила пару статей про запасы воды в стране, и все эксперты утверждают, что скоро страну ждет катастрофа, потому что количество дождей уменьшается, нечем пополнять подземные запасы, а туризм и количество населения растет. Вообразите себе воду по расписанию и берегите природу. Хотя бы выключайте кран, когда чистите зубы.

Люди и сервис

В Иордании туризм развивают относительно недавно. И здесь везде чувствуется атмосфера стартапа в момент, когда у него происходит сильный рост. Вроде все что-то делают, но вот на полу лежит салфетка, через которую переступил уже десятый официант, или на баре резко заканчиваются стаканы, а никто не понимает, где их быстро достать. Весь вот это олл-инклюзив сервис я сравнивала со своим давнишним египетским опытом, где ты не замечал, как меняются тарелки на столе, везде идеальная чистота и все действия персонала выверены и отлажены. Хотя может просто это было очень давно.

Местные люди все милые и приятные. В них нет вот этой показной обслуживающей улыбки, никто просто так тебе не улыбается, но если улыбаются, то это искренне. Я даже успела завести себе друзей здесь. Даже бедуины здесь не навязчивы, достаточно сказать “Thank you, no” и от тебя отстанут, а если обратишься с вопросом, то с удовольствием помогут и расскажут все.

Самых жестких местных жителей я встретила на досмотре в аэропорту. То ли положение в регионе с постоянными войнами и террористами обязывает к такой бдительности, то ли я не знаю что еще. Личный досмотр вещей проходил два раза. Я два раза доставала ноутбук на проверку. Его два раза гладили какой-то бумажкой и потом смотрели на эту бумажку. Я не знаю, что это значит, надо погуглить, но в голову приходит версия про спектрохимический анализ. Я всегда думала, что в ноутбуке самое важное — это информация, а здесь наверное смотрят, не замаскированная ли это бомба. Ну и еще версия — не делаю ли я дорожки кокса на ноуте. Я вроде ни первое, ни второе не практикую, но на втором досмотре двое дядечек держали мой посадочный и паспорт, перед ними стоял мой открытый и включенный ноут, а они переговаривались между с собой на арабском с такой интонацией, как будто решали, что со мной делать. Первый задавал вопрос, а второй задумчиво отвечал. Но в итоге меня пропустили.

Кстати, про язык. Официальный язык в стране — арабский. Есть маркетинговая история про то, что вторая жена иорданского короля англичанка, поэтому английский чуть ли не второй национальный язык. Но это маркетинг. Да, иорданцы говорят лучше, чем большинство русских в нашем отеле на английском, но идеальный английский я встретила только у филиппинок. Ну и еще про русский английский. Как-то при беседе с одним из местных дядечек, он задал мне вопрос, откуда ты. Из Москвы сказала я, и следующий удивленный вопрос у него был про то, где я выучила английский. Хотя, возможно, он просто мне льстил.

Еще немного про цены. В туристических центрах, на туристических рынках все продается по цене, которая не позволяет прям чувствовать себя миллионером. Но надо знать места. Например, во время поездки в Петру наш гид купил у придорожных торговцев ящик помидоров за 2 динара ($3=₽ 190). Помидоры по вкусу просто волшебные. И их ящик!

--

--